На сайті 11893 реферати!

Усе доступно безкоштовно, тому ми не платимо винагороди за додавання.
Авторські права на реферати належать їх авторам.

ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Реферати > Правознавство > ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее - Указ) определил новый порядок контроля за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности, который вступил в силу с 1 января 2010 г.

Указом определен "закрытый" перечень контролирующих и надзорных органов, которым разрешено проводить проверки, а также сфер их контроля (надзора) (далее - перечень контролирующих органов). Иные государственные органы, которые в этот список не были включены, права проводить проверки субъектов хозяйствования не имеют.

Сферы контроля (надзора) этих органов достаточно существенно сужены по сравнению с раннее действовавшими полномочиями определяемыми законодательством и, самое главное, устранено их "пересечение". В частности, органы внутренних дел и подразделения, входящие в их систему, могут в сфере хозяйственной деятельности осуществлять только контроль за соблюдением проверяемыми субъектами правил реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг, не допускающих обман покупателей, заказчиков или иных потребителей, а также установленных законодательными актами норм, регламентирующих наличие у проверяемых субъектов документов на реализуемые товары, оказываемые услуги и выполняемые работы.

Плановые проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут осуществляться несколькими контролирующими (надзорными) органами только в форме совместной проверки. При этом проведение нескольких плановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается. Координировать же плановые проверки поручено Комитету государственного контроля Республики Беларусь и его органам.

В п.9 Указа установлен исчерпывающий перечень оснований проведения внеплановых проверок (в первую очередь, для проверки имеющейся информации, которая свидетельствует о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни либо здоровью граждан) и должностных лиц, которые имеют право их назначать. При этом внеплановая проверка может быть назначена только руководителями отдельных контролирующих (надзорных) органов республиканского уровня либо их уполномоченными заместителями в целях проверки имеющейся у контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о совершаемом или совершенном нарушении законодательства.

Указом изменены основополагающие принципы контрольной деятельности: действующий порядок назначения плановых проверок, основанный на периодичности их проведения (не чаще одного раза в год), заменен "механизм" назначения проверок в зависимости от добросовестности субъекта хозяйствования (п.7 Указа). При этом все проверяемые субъекты распределены на так называемые группы риска на основании достаточно четких критериев, учитывающих их потенциальную опасность в плане нарушения законодательства в соответствующей сфере деятельности.

Субъектов предпринимательской деятельности, отнесенных к высокой группе риска, будут проверять не чаще одного раза в течение календарного года. Если же в результате проведенной плановой проверки нарушений законодательства не будет установлено, то следующую плановую проверку этого субъекта разрешено назначать не ранее чем через два года. Для тех, кто попал в среднюю группу риска, периоды между проверками увеличиваются: не чаще одного раза в три года (не ранее чем через 5 лет, если во время предыдущей плановой проверки нарушений не нашли).

Организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с критериями, установленными Указом, не относятся ни к высокой, ни к средней группе риска, будут проверять по мере необходимости, но не чаще одного раза в 5 лет. А если у таких добросовестных субъектов хозяйствования будет иметься аудиторское заключение, содержащее безусловно положительное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, то они вообще могут не проверяться (правда, от проверки вопросов правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет и аудиторы не защитят).

Следующие две нормы Указа также являются совершенно новыми для белорусского законодательства:

1) согласно п.4 Указа акта запрещается проведение проверок вновь зарегистрированных организаций, их обособленных подразделений и индивидуальных предпринимателей в течение двух лет со дня их государственной регистрации (присвоения учетного номера плательщика), за исключением внеплановых проверок, перечень оснований для которых также ограничен данным законодательным актом;

2) п.13 Указа существенно сужен период проведения проверок: разрешено проверять деятельность не более чем за три календарных года, предшествующих году, в котором принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года (исключением является исчерпывающий перечень случаев). Введены жесткие ограничения и на срок проведения проверок: для юридических лиц он не может превышать 30 рабочих дней, а для индивидуальных предпринимателей - 15 рабочих дней.

Нововведением является и понятие незначительности совершенных правонарушений, за которые наказывать вообще не будут, если проверяемый субъект возместит причиненный государству или иным лицам вред в течение трех рабочих дней со дня подписания акта проверки (п.18 Указа). Такими нарушениями считаются неуплата или неполная уплата налогов, сборов (пошлин) в размере не более 1 % от исчисленных сумм по итогам каждого календарного года (части календарного года, если проверке подлежала только эта часть), неисполнение иных обязательств, повлекшее причинение имущественного вреда в размере не более 1 % от подлежавших исполнению обязательств за проверенный период, а также использование денежных средств и товарно-материальных ценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более 10 базовых величин.

Наведению порядка в сфере контрольной деятельности должны послужить положения Указа, усиливающие ответственность должностных лиц контролирующих (надзорных) органов за нарушение порядка назначения проверки, в том числе за ее необоснованное назначение. В этом случае они будут нести весьма серьезную административную (штраф до 100 базовых величин) и дисциплинарную ответственность (вплоть до освобождения от занимаемой должности). А если в назначении проверки обнаружат корыстную или иную личную заинтересованность должностного лица, повлекшую причинение существенного вреда правам и законным интересам проверяемых субъектов либо государственным или общественным интересам, то ему грозит и уголовная ответственность. Сама же проверка в перечисленных случаях признается незаконной.

Согласно положения п.15 Указа:

1) незаконное вмешательство в деятельность проверяемого субъекта запрещается;

2) проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное;

Перейти на сторінку номер: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 Версія для друкуВерсія для друку   Завантажити рефератЗавантажити реферат