На сайті 11893 реферати!

Усе доступно безкоштовно, тому ми не платимо винагороди за додавання.
Авторські права на реферати належать їх авторам.

Институт алиментных обязательств родителей и детей в российском праве

Реферати > Правознавство > Институт алиментных обязательств родителей и детей в российском праве

Содержание

Введение

Глава 1 Институт алиментных обязательств родителей и детей в российском праве

1.1 Понятие, виды и признаки алиментных обязательств

1.2 Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей

1.3 Алименты на нетрудоспособных совершеннолетних детей. Участие родителей в дополнительных расходах на детей

1.4 Обязанности совершеннолетних детей по содержанию своих родителей

Глава 2 Порядок уплаты и взыскания алиментов

2.1 Соглашение об уплате алиментов

2.2 Порядок уплаты и взыскания алиментов

2.3 Определение задолженности по алиментам. Индексация алиментов. Ответственность за несвоевременную уплату алиментов

2.4 Изменение установленного судом размера алиментов и освобождение от их уплаты. Прекращение алиментных обязательств

Глава 3 Особенности института алиментных обязательств в зарубежном праве. Международное исполнение судебных решений по взысканию алиментов

3.1 Институт алиментных обязательств в зарубежном праве

3.2 Международное исполнение судебных решений по взысканию алиментов

Глава 4 Рекомендации по совершенствованию института алиментных обязательств родителей и детей в Российской Федерации

Заключение

Список литературы

Введение

В Докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год отмечается следующее.

По-прежнему чрезвычайно остро стоит в нашей стране проблема невыплаты алиментов на содержание детей. По оценкам независимых экспертов, в настоящее время около 10 миллионов российских детей живут в неполных семьях и вправе по закону рассчитывать на алименты. Однако более половины детей из неполных семей алиментов не получают, поскольку покинувшие их отцы (или матери) уклоняются от исполнения алиментных обязательств. При этом законодательство, призванное защищать права детей из неполных семей, практически не работает.[1]

Не лучше обстоит дело и с взысканием алиментов у совершеннолетних детей в пользу нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей. Разница в том, что родители гораздо реже обращаются в суд, чтобы взыскать алименты со своих взрослых детей.

Причины такого порочного явления следует, видимо, искать как в безответственности плательщиков алиментов, так и в пассивности судебных приставов и в крайней бюрократизации и неэффективности всего процесса розыска "уклонистов" (по статистике, исполняется лишь половина судебных решений о взыскании алиментов).

На запросы, направляемые Уполномоченным в Федеральную службу судебных приставов, как правило, поступают ответы с заверениями в том, что все меры к взысканию алиментов приняты, но решения судов об этом в силу объективных причин выполнены быть не могут. Между тем проверки, в отдельных случаях назначаемые и проводимые прокуратурой, нередко выявляют факты бездействия должностных лиц службы судебных приставов.

В России за 2008 год из 11 миллионов должников добровольно выплатили алименты лишь 676 тысяч человек, как говорится в пресс-релизе Федеральной службы судебных приставов (ФССП), поступившем в РИА Новости. По остальным исполнительным производствам судебные приставы ведут исполнительные действия, выносят постановления об ограничении выезда за пределы РФ, о розыске должников и их имущества. Кроме того, ведется проверка на наличие в действиях должников состава преступления по статье 157 УК РФ (злостное уклонение от уплаты алиментов). Эта статья предусматривает максимальное наказание в виде ареста на срок до трех месяцев. По данным ФССП РФ, в службу ежегодно поступает до двух миллионов исполнительных документов об уклонении от уплаты алиментов. [2]

Однако не только бездействие судебных приставов-исполнителей является причиной нарушения прав детей на материальное содержание со стороны родителей. Имеют место и случаи, когда плательщик алиментов не может найти работу и по этой причине не в состоянии выполнить свои обязанности перед ребенком.

В целом, как представляется, без принципиального изменения подхода государства к проблеме невыплаты алиментов серьезно продвинуться к ее решению невозможно. По мнению Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.Лукина, на период розыска лиц, уклоняющихся от выплаты алиментов на содержание ребенка, государство должно взять эти выплаты на себя и осуществлять их из специального фонда с последующим взысканием с должников всех расходов по содержанию ребенка. Аналогичным образом государство могло бы действовать и в ситуациях, когда плательщик алиментов в силу объективных причин, например, отсутствия адекватных источников дохода, не в состоянии выполнить долговые обязательства перед своим ребенком или родителями. Одновременно следовало бы подумать и об ужесточении уголовной ответственности лиц, уклоняющихся от выплаты алиментов.[3]

Не секрет, что среди "злостно уклоняющегося" контингента крайне значительна доля лиц с асоциальным поведением. При этом не задействованы местные органы, которые могли бы (и должны по законодательству) наиболее эффективно заниматься с этой группой неплательщиков алиментов. В числе недостатков и плохое взаимодействие службы приставов с органами исправления, первые не отслеживают, трудоустроен ли осужденный, и нередко вновь возбуждают дело и т.д. Организаций много (суд, приставы, прокуратура, МВД, служба исполнения наказаний, социальная защита, адвокатская палата, нотариат, дирекция предприятий, гипотетически - и местные органы власти и пр.), но никто не отвечает за конечный результат, - обеспечение ребенка или родителя алиментами, для этого нет ни межведомственной, ни специализированной структуры.

По мнению правоведов, некомплексность, дискретность механизма исполнения позволяет сказать, что проблема, скорее всего, не в дальнейшем ужесточении наказаний, а в налаживании реальной координации работы отдельных частей действующего механизма. А это требует исследования зон, где происходит разрыв в нем, и принятия мер по обеспечению системности, которого никогда еще не осуществлялось. Тем более, что сейчас предпринимаются серьезные правовые усилия на высшем уровне по улучшению исполнения. Стоит отметить и прямую активизацию службы приставов, которая предлагает расширить свои полномочия в области алиментов и даже заблокировала отъезд неплательщиков за рубеж. [4]

Думается, что в желаемом обеспечении единства работы всех заинтересованных органов, может помочь и предлагаемое юристами создание Государственного алиментного фонда с его функцией отслеживания ситуации и координации усилий.

Сложность сейчас состоит в том, что почти не сформулированы конкретные недостатки исполнительного производства. Правоведы отмечают некоторые из них:

- дискриминация нотариального соглашения по сравнению с исполнительным листом в исполнительном производстве (формально приравнены, фактически нет);

- недостаточно прописанный механизм обжалования бездействия пристава (алиментных дел в их службе 10% общего количества, а жалоб -25%);

- отсутствие материальной ответственности судебных исполнителей за вред, причиненный гражданину бездействием (неправильным действием);

Перейти на сторінку номер: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20 
Версія для друкуВерсія для друку   Завантажити рефератЗавантажити реферат