На сайті 11893 реферати!

Усе доступно безкоштовно, тому ми не платимо винагороди за додавання.
Авторські права на реферати належать їх авторам.

Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда

Реферати > Правознавство > Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда

НОУ ВПО тульский институт управления и бизнеса

Кафедра Правоведения

Курсовой проект по дисциплине: Гражданское право

на тему: Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда

Тула – 2010

Содержание

Введение

1. Общая характеристика института возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда

1.1 История развития института ответственности за вред, причиненный актами власти

1.2 Характеристика условий, являющихся основанием для привлечения к ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда

2. Современные проблемы правового регулирования порядка возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов предварительного следствия, дознания, прокуратуры и суда

2.1 Возмещение (компенсация) вреда, причиненного незаконными действиями органов предварительного следствия, дознания, прокуратуры и суда

2.2 Проблемы применения положений об ответственности за вред причиненный незаконными действиями органов предварительного следствия, дознания, прокуратуры и суда

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы исследования

Конституция Российской Федерации (далее Конституция РФ) ставит человека, его права и свободы как высшую ценность и обязанность государства признавать и защищать эти права. Важнейшей задачей правового государства должно быть обеспечение справедливого и быстрого восстановления нарушенного права, возмещение причиненного вреда. Российская Федерация, провозгласившая себя в ст. 1 Конституции РФ правовым государством, должна соответствовать этим критериям. Проблема гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) ее органов и должностных лиц, является в настоящее время одной из наиболее актуальных и связана с ростом правонарушений против личности.

В процессе реализации своих прав и свобод, граждане и юридические лица нередко встречаются с проявлениями произвола и беззакония со стороны органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Известно, что конституционной основой деятельности указанных правоохранительных органов является строгое и неукоснительное соблюдение законности, поэтому в их деятельности должны быть исключены случаи незаконного привлечения к уголовной ответственности, осуждения невиновных и т.д.

«Если наступившие отрицательные последствия явились следствием государственно-публичной деятельности уполномоченных на то органов и должностных лиц (органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда), само государство должно выступать гарантом восстановления нарушенных прав и возместить причиненный ущерб». Статья 53 Конституции РФ закрепила в качестве конституционного принципа положение об ответственности государства за вред, причиненный его органами и должностными лицами. Однако на сегодняшний день, действующий правовой механизм не является эффективным средством защиты прав и интересов граждан. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что в данной сфере правового регулирования остаются значительные проблемы.

В постсоветский период развития нашего государства и до настоящего времени гражданско-правовой институт возмещения вреда прошел сложный и противоречивый путь своего развития. Отдельные вопросы теории гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями государственных органов, рассматривались в трудах таких ученых как Савицкий В.М., Флейшиц Е.А. «Об имущественной ответственности за вред, причиненный должностными лицами органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда», Варшавский К.М. «Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда другому лицу», Брагинский М.И. «К вопросу об ответственности за чужие действия по советскому гражданскому праву», Иоффе О. С. «Ответственность по советскому гражданскому праву». Однако целостной концепции ответственности за вред, причиненный гражданину государственными органами до настоящего времени еще не выработано.

Целью настоящего исследования являются изучение норм российского гражданского законодательства, регулирующих ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Исходя из намеченной цели, в настоящей работе поставлены следующие задачи:

- изучить историю развития института гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями актами власти;

- определить условия являющиеся основаниям для привлечения к ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда;

- рассмотреть порядок возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда;

- рассмотреть современные проблемы правового регулирования порядка возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Предметом исследования является анализ норм российского гражданского законодательства, регламентирующих ответственность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда за вред, причиненный незаконными действиями.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе наступления ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов предварительного следствия, дознания, прокуратуры и суда.

1. Общая характеристика института возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов предварительного следствия, дознания, прокуратуры и суда

1.1 История развития института ответственности за вред, причиненный актами власти

Институт деликтной ответственности государства не является новшеством для российского законодательства, поскольку существовал и в дореволюционном и в советском праве, но регламентировался иначе.

Впервые в России этот институт был закреплен в статьях 780 - 784 Устава уголовного судопроизводства от 20 ноября 1864 года, согласно которым оправданному судом «дозволялось просить вознаграждения за вред и убытки, причиненные ему неосновательным привлечением его к суду». Вознаграждение могло быть взыскано с должностных лиц, «в том числе и судебного следователя и прокурора» (а не с государства), в случаях, когда потерпевшее ущерб лицо имело возможность «доказать, что они действовали пристрастно, применительно, без законного повода или основания или вообще недобросовестно». Дела по такого рода претензиям подлежали разбирательству в порядке гражданского судопроизводства. Возможность привлечения к имущественной ответственности судей вообще не предусматривалась. Другими словами, потерпевшее ущерб лицо должно было выиграть крайне трудную «судебную дуэль» непосредственно с такими «противниками», как судебный следователь или прокурор. Добиться этого можно было, доказав, что они действовали недобросовестно или злоупотребили данной им властью.

Перейти на сторінку номер: 1  2  3  4  5  6  7  8 Версія для друкуВерсія для друку   Завантажити рефератЗавантажити реферат