На сайті 11893 реферати!

Усе доступно безкоштовно, тому ми не платимо винагороди за додавання.
Авторські права на реферати належать їх авторам.

Верховенство правового закона в правовом государстве

Реферати > Правознавство > Верховенство правового закона в правовом государстве

Кант ввел в немецкую философия и науку о государстве понятие правового государства и его идею, что явилось определяющим на последующие столетия. От работы к работе, по нарастающие, Кант проводит идею господства правового закона в жизни народа, общества, государства, а в произведении «К вечному миру» (1795) он делает акцент на необходимости того, «чтобы право получило, в конце концов, верховную власть» [4, с. 238].

Философская концепция Канта оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства цивилизованного общества.

Под влиянием его идей в Германии сформировалось представительное направление, сторонники которого сосредоточили своё внимание на разработки теории правового государства. К числу наиболее видных представителей этого направления принадлежали: Роберт Фон Моль (1799-1875), Карл Теодор Велькер (1790-1869), Отто Бэр (1817-1895) и другие. Благодаря их трудам идеи правового государства обрели терминологическую определённость, а также получили широкое распространение в Германии и за её пределами.

Термин «правовое государство» (по-немецки Rechtsstaat) впервые ввёл в оборот Р. Моль. Он рассматривал правовое государство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве и ставил его пятым по счёту после патриархального, патримониального, теократического и деспотического государства.

Языки других наций не имеют подобного словосочетания, где бы так емко соединялись понятия права и государства. Вместе с тем, языки других наций, безусловно, включают этот институт: в англосаксонском ему соответствует “rule of law” (господства права), во французском- “renge de la lois” (царствование законов, господство законов) или “limitation des gouvernants” (ограничение правителей) [12, с. 9].

Во второй половине XIX века в немецкой юриспруденции появились многочисленные публикации, посвящённые вопросам правового государства. В ряде сочинений этот термин выносится в заголовок. Приобретая всё большее число сторонников в Германии, концепция правового государства одновременно начинают проникать в другие страны.

В России, имевшей давние и прочные связи с университетами Германии, немецкая юридическая терминология использовалась вообще без перевода. Небезынтересно, в частности, что теоретиков правового государства у нас первое время называли «рехштатистами», т.е. переиначив немецкое слово на русский лад.

К вопросам теории правового государства обращались крупнейшие российские юристы, в том числе Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, Б.А. Кистяковский, Г.Ф. Шершеневич. Специальные исследования посвятили этой теме А.С. Алексеев, В.М. Гессен, С.А. Котляревский и другие отечественные государство- и правоведы [12, с. 9].

С конца XIX века популярность идей правового государства значительно возросла. Тому способствовало несколько взаимных между собой причин. Утверждение отношений, свойственных зрелому капитализму, сопровождалось углублений общественных противоречий и резкой поляризацией социально-политических позиций, особенно по поводу того, какими путями и способами эти противоречия могут быть разрешены. Среди господствующих классов, а также в рабочем и коммунистическом движении обозначились две исключающие друг друга тенденции. Одна из них нацеливала на подавление классовых противников силой и удержание политической власти с помощью диктатуры, тогда как другая была сориентирована на поиски классовых компромиссов и разрешение социальных конфликтов путём взаимных уступок. Распространение концепций правового государства стимулировали, хотя и по-разному, обе названные тенденции.

Таким образом, идея правового государства зародилась в очень давние времена и по мере развития общества и государства эта концепция претерпела множество критик и изменений. В зависимости от периода жизни разные мыслители пытались представить такую форму государственности, где бы соблюдался баланс интересов государства, общества и личности. Эти попытки строились на основе собственных представлений о том, что такое «государство», «право», «власть» и каково их соотношение. Можно сказать, что концепция правового государства есть своеобразный синтез представлений о возможном и желаемом устройстве публичной власти сообразно представлениям о справедливом разграничении индивидуальных и групповых интересов, базирующимся на признании свободы личности.

2.2 Понятие правового государства и его признаки

В современной научной юридической литературе правовое государство определяется неоднозначно, а различными акцентами в его сущностной характеристике. Одни авторы считают доминантным в правовом государстве верховенство закона (а не господство права и верховенство правового закона), другие- государственный суверенитет народа, третьи- разделение властей, четвертые- основные права человека, пятые- отношение власти с индивидами на основе права. Есть и многие другие подходы к сущности правового государства [4, с. 241].

По мнению представителей философии, правовое государство – это государство, в котором не издаётся никаких законов, противоречащих нравственным идеям права. При таком понимании правовое государство само себя ограничивает, основывает свою деятельность на принципах права и справедливости.

В литературе по политологии в большинстве случаев утверждается, что правовым может называться такое государство, в котором верховенство принадлежит не вообще закону, а закону, который выражает и защищает интересы общества, а не господствующего слоя. В названной трактовке представляет теоретический интерес то, что концепция правового государства связывается с принципом верховенства закона, как акта, принятого законодательным органом, согласно специальной демократической процедуре.

А.Ф. Черданцев кратко выражает суть правового государства как «государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и, которое признаёт и охраняет права и свободы граждан» [11, с. 34].

Правовое государство по В.Д. Зорькину, это разумный способ соединения начал власти и свободы под углом зрения гуманизма.

По П.М. Рабиновичу, правовое государство- это государство, в котором юридическими средствами реально обеспечены максимальное осуществление, охрана и защита основных прав человека [4, с. 242].

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей) [13, с. 89]. Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т. п.

Смысл, сущность, предназначение правового государства познаются более глубоко не через определения его понятий, а через его принципы, тем более что нет универсального определения понятия правового государства. Принципы правового государства- это исходные, ориентирующие, основополагающие и руководящие начала, вытекающие из его природы. Единого подхода к классификации принципов на сегодняшний день нет. Учитывая, что правовое государство является исключительно многосторонним постулатом, можно выделить следующие основные принципы:

Перейти на сторінку номер: 1  2  3  4  5  6  7 Версія для друкуВерсія для друку   Завантажити рефератЗавантажити реферат