На сайті 11893 реферати!

Усе доступно безкоштовно, тому ми не платимо винагороди за додавання.
Авторські права на реферати належать їх авторам.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Реферати > Правознавство > ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Выше упоминалось о том, что правоприменение – это все-таки особая форма реализации. Целесообразно выделить особенности исходя из этого понимания.

1. Правоприменительную деятельность осуществляют только уполномоченные на то государственные органы, должностные лица. В отличие от других форм реализации права, которые могут осуществлять все субъекты права. Граждане, не являющиеся должностными лицами, не могут быть субъектами правоприменительной деятельности.

2. Правоприменительная деятельность имеет государственно-властный характер. Акты, издаваемые в результате этой деятельности обязательны к исполнению и обеспечиваться в необходимых случаях принудительной силой государства. Эти решения принимаются по одностороннему волеизъявлению соответствующего органа, который выступает от имени государства.

3. Правоприменение- это деятельности в отношении конкретных жизненных случаев и в отношении конкретных субъектов права.

4. Результатом применения права является издание акта правоприменительной деятельности.

5. Правоприменительная деятельность четко регламентирована нормативными актами (установлены специальные процедуры правоприменительной деятельности) [8, c.12].

Таким образом, можно дать следующее определение применению права.

Правоприменение- это особая форма реализации права, которая осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами, имеет обязательное для субъектов правоотношений правовые последствия и специальную процедуру своего осуществления.

Рассмотрим основные стадии процесса правоприменеия. Ученые неодинаково подходят к определению стадий процесса правоприменения. Выделяя определенные действия правоприменителей в качестве самостоятельных стадий, одни авторы, акцентируют на них внимание, подчеркивают их важность и обособленность в едином процессе применения права, другие рассматривают их в комплексе. Так, например, Лукич Р.В. указывает на три стадии этого процесса, а А.С. Пиголкин выделяет шесть стадий.

На практике все действия по правоприменению теснейшим образом взаимосвязаны и пересекаться. Это сложный и единый процесс, и неважно, будут ли те или иные действия выделять в отдельную стадию или рассматривать внутри другой.

Первая стадия – установление и анализ фактических обстоятельств дела (юридических фактов). По существу данная стадия сводиться к определению места, времени, причинной связи между обстоятельствами совершения деяния и наступившими последствиями. Т.е. речь идет о юридических фактах. Эти факты и являться той основой, в отношении которой осуществляется применение. Поэтому применение правовых норм предполагает тщательное исследование, анализ всех обстоятельств, относящихся к данному жизненному случаю и имеющих юридическое значение. Нужно также собрать необходимые доказательства по делу, с соблюдением установленной формы. Такой анализ позволяет дать объективную всестороннюю и полную оценку конкретному случаю и в итоге правильно применить норму права.

Вторая стадия – установление юридической основы дела, т.е. это выбор и анализ юридической деятельности, на основании которой должен рассматриваться данный случай (правовая квалификация).

Эта стадия включает в себя:

- нахождение нормы, подлежащей применению;

- проверка правильности текста нормы;

- проверка подлинности нормы, ее действие в пространстве, во времени, по кругу лиц;

- отраслевую принадлежность нормы;

- системные связи данной нормы с другими.

В процессе установления (отыскания) правовой нормы правоприменитель может столкнуться с пробелами в праве, т.е. отсутствием необходимой нормы. В этом случае в рамках, допускаемых законодательством, он использует приемы аналогии, т.е. способы преодоления указанных пробелов.

Третья стадия – толкование правовой нормы заключается в отыскании ее точного смысла, содержания. Только на основе верно понятого смысла нормы может быть правильно разрешено дело.

Четвертая стадия – принятие решения по делу и издание акта правоприменения является по сути ключевой стадией. Именно в этой деятельности и проявляется применение как форма реализации права [25,c.47-53].

Все предшествующие стадии нацелены на обеспечение принятия всесторонне обоснованного решения.

Закрепление принятого по делу решения осуществляется в форме специальных юридических актов – актов применения права.

Таким образом, проанализировав все стадии правоприменительной деятельности, стало понятно какие особенности возникают при осуществлении юридической деятельности при правоприменении.

2.3 Правоохранительная деятельность как разновидность юридической деятельности

Под правоохранительной деятельностью следует понимать "государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка". Таким образом, к существенным признакам правоохранительной деятельности авторы относят: во-первых, осуществление этой деятельности не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия; во-вторых, соответствие применяемых в ходе ее осуществления юридических мер воздействия предписаниям закона или иного правового акта; в-третьих, реализация правоохранительной деятельности в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур; в-четвертых, возложение реализации правоохранительной деятельности на специально уполномоченные государственные органы. Названные признаки действительно присущи определенным видам, формам правоохранительной деятельности, но не могут рассматриваться в качестве существенных применительно к этой деятельности в целом в ее широком понимании [18,c.47]. Вряд ли можно считать существенными признаками именно правоохранительной деятельности законность и определенные процедуры ее осуществления, ибо и иные виды государственной деятельности должны осуществляться в соответствии с законом и соблюдением определенных процедур (правовых, технологических, организационных и т.д.). Так подготовка и принятие многих решений органов исполнительной власти осуществляется в строгом соответствии с установленными законодательством процедурными требованиями.

Если существенным признаком правоохранительной деятельности является ее осуществление не любым способом, а лишь с помощью применения мер юридического воздействия, то почему к правоохранительной деятельности относится, например, выявление преступлений или организационное обеспечение деятельности судов, защита по уголовным делам и не относится, скажем, организационное обеспечение деятельности прокуратуры или адвокатуры, либо защита интересов истца или ответчика по гражданским делам [17,c.42]. Очевидно, что ни большинство способов выявления преступлений, ни защита по уголовным или гражданским делам, ни организационное обеспечение деятельности судебных органов или органов прокуратуры не сопровождаются и не могут сопровождаться применением мер юридического воздействия.

Перейти на сторінку номер: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
Версія для друкуВерсія для друку   Завантажити рефератЗавантажити реферат