На сайті 11893 реферати!

Усе доступно безкоштовно, тому ми не платимо винагороди за додавання.
Авторські права на реферати належать їх авторам.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Реферати > Правознавство > ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ж) правовой акт есть звено в реальной правовой цепи -правосознание, установки, правовые потребности, правоцелеполагание, правотворчество, правореализация, юридические действия и состояния. Это циклически возобновляемая правовая цепь, и правовой акт служит ее импульсом, выполняя роль и ее цели, и ее средства. Наиболее же отчетливо его предназначение выявляется по завершении процесса правотворчества, когда акт выступает как его конечный продукт. Действие, применение, исполнение правовой акт служат его практической реализации и воплощению норм, предписаний, поручений, установлений в реальной действительности.

Возможны разные классификации правовых актов на основе тех или иных критериев. На практике чаще всего эти классификации совмещаются, если не полностью, то в основном или частично. Ведь акт должен обладать всеми свойствами жизнеспособности. Однако существует базовая классификация, служащая опорной конструкцией для всех вариантов построения системы правовых актов. В ее основе - юридическая форма акта, отражающая все его основные признаки. Формы актов имеют официальный характер и закреплены в конституции и законах. Отступления от такой классификации недопустимы, поскольку она служит обеспечению стабильности правового порядка и укреплению законности. В свою очередь, установленные формы актов как типичные, родовые могут члениться на более конкретные виды.

Нормативно-правовые акты можно классифицировать и по сферам общественных отношений, и по юридической силе, и по субъекту принятия, и по времени действия и по многим другим критериям.

В соответствии со статьей 2 Закона « О нормативных правовых актах Республики Беларусь» закреплены следующие виды нормативно-правовых актов: Конституция Республики Беларусь; решение референдума, программный закон; кодекс Республики Беларусь; закон Республики; декрет Президента Республики Беларусь; указ Президента Республики Беларусь; директива Президента Республики Беларусь; постановления палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь; постановление Совета Министров Республики Беларусь; акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь; постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь (Правления Национального банка Республики Беларусь, Совета директоров Национального банка Республики Беларусь); регламент; инструкция; правила ; устав (положение); приказ республиканского органа государственного управления; решения органов местного управления и самоуправления [2].

Таким образом, представляется целесообразным рассмотреть особенности нормативных правовых актов и правоприменительных актов более подробно

Анализируя правоприменительные акты, следует обратить внимание на то, что их тоже можно классифицировать по различным основаниям.

Например, по субъекту принятия различают правоприменительные акты:

- органов законодательной власти;

- исполнительной власти;

- судебной власти;

- контрольно-надзорных органов;

- органов местного управления и самоуправления;

- общественных организаций и др.

По способу принятия:

- принятые коллегиально (министерствами, ведомствами, Пленумами Верховного Суда, Советом директоров).

- Принятые единолично (судебные решения, приказ министра, указ Президента).

По форме акта:

- письменные: имеющие вид отдельного документа (приговор, постановление); имеющие вид надписи или резолюции на отдельном документе (утверждение прокурором обвинительного заключения и т.д.)

- устные (наложение штрафа за безбилетный проезд; устное замечание участнику дорожного движения за незначительное нарушение правил; удаление свидетелей из зала суда и т.п.)

По значению:

- основные (приговор) и вспомогательные (определение суда о назначении экспертизы, частные определения).

Правоприменительные акты также характеризуются различными признаками:

1. Не содержат норму права (издаться на основе уже существующих норм права и служат для их исполнения.)

2. Обращены к конкретно указанным лицам, т.е. персонифицированы;

3. Рассчитаны на однократное применение (действуют торлько один раз), т.е. касаются конкретных жизненных случаев;

4. Издаются уполномоченными на то органами;

5. Имеют точно установленную правовую форму;

6. Реализация этих актов обеспечена государственным принуждением.

Несмотря на существенные отличия, следует отметить, что нормативный правовой акт и правоприменительный акты должны иметь четкую структуру, определенный порядок принятия и т.п. Все это свидетельствует о том, что правовой акт, несомненно, связан с юридической деятельностью.

Подводя итог, можно сказать, что правовые и правоприменительные акты являются внешней формой юридической деятельности. Он несет в себе целевую, фиксированную идею и результат работы всех субъектов юридической деятельности.

2. Виды юридичекой деятельности в современном БЕЛОРУССКОМ обществе

2.1 Особенности осуществления юридической деятельности в процессе правотворчества

До недавнего времени белорусская юридическая наука определяла правотворчество, как специальную деятельность компетентных государственных органов (на референдуме - всего народа) по изданию нормативных правовых актов, в результате которой создаются, перерабатываются или отменяются нормы права. Однако в последнее время вместо понятия «правотворчество» белорусское законодательство использует такие понятия, как «нормотворческая деятельность», «нормотворческий орган», «нормотворческий процесс» и др. В совокупности эти понятия аналогичны понятию «правотворчество» или, по крайней мере, заменяют его, наполняя в то же время новым смыслом.

«Нормотворческая деятельность - научная и организационная деятельность по подготовке, экспертизе, изменению дополнению, принятию (изданию) либо отмене нормативных правовых актов. Нормотворческий орган (должностное лицо) — государственный орган (должностное лицо), уполномоченный (уполномоченное) принимать (издавать) нормативные правовые акты. Нормотворческий процесс – нормотворческая деятельность нормотворческих органов (должностных лиц) по разработке и принятию (изданию) нормативных правовых актов, введению их в действие» [2, ст.2].

Из вышесказанного следует, что определяемое ранее понятие «правотворчество» находит в себе такую логическую ошибку, как сужение понятия. Она заключается в том, что субъектом правотворчества может быть не только «компетентный государственный орган», «народ в случае референдума», или «негосударственный орган в случае делегирования ему полномочий», что следовало из определяемого ранее понятия, но также и должностное лицо, наделенное полномочиями издавать нормативные правовые акты. Кроме того, рассматриваемый закон конкретизировал, традиционно использовавшиеся ранее понятия «создание» и «переработка» понятиями «подготовка», «экспертиза», «изменение», «дополнение» и «принятие» нормативных правовых актов. Итак, нормотворчество (правотворчество) - это научная и организационная деятельность компетентных государственных органов (должностных лиц), а также негосударственных организаций в случае делегирования им специальных полномочий и народа в ходе референдума по созданию, изменению и отмене норм права путем издания нормативного правового акта [22, c.19-20].

Перейти на сторінку номер: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
Версія для друкуВерсія для друку   Завантажити рефератЗавантажити реферат