На сайті 11893 реферати!

Усе доступно безкоштовно, тому ми не платимо винагороди за додавання.
Авторські права на реферати належать їх авторам.

Реформирование института подсудности гражданских дел и пути его совершенствования

Реферати > Правознавство > Реформирование института подсудности гражданских дел и пути его совершенствования

Научная работа

на тему:

«Реформирование института подсудности гражданских дел и пути его совершенствования»

Введение

Актуальность избранной темы научной работы обусловлена многими факторами. Становление судебной власти в России отражает процесс постепенного формирования в нашей стране правового государства. Решение этой задачи предполагает утверждение в России власти закона, право толкования и применения которого принадлежит только суду. Одним из юридических условий, определяющих возникновение права на обращение в суд является подведомственность после разрешения вопроса, о которой заинтересованное лицо должно определить конкретный суд, в который следует подать исковое заявление. Разрешение этих вопросов происходит в рамках института подсудности.

В силу требований Конституции, в том числе ее ст. ст. 46 – 47, подсудность дел определяется законом. Так, на основании ч. 1 ст. 47 Конституции никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Таким образом, признание Конституцией права гражданина на рассмотрение его дела в надлежащем суде и тем судьей, к компетенции которого оно отнесено законом, является одной из гарантий права на судебную защиту и беспрепятственного доступа к правосудию. Кроме этого, согласно п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 16.03.1998 г. №9-п «По делу о проверке конституционности ст. 44 УПК РФ и ст. 123 ГПК РСФСР в связи с жалобой ряда граждан», в таком законе должны быть закреплены критерии, которые в нормативной форме предопределяли бы, в каком суде подлежит рассмотрению то или иное гражданское дело, что позволило бы суду, сторонам и другим участникам процесса избежать неопределенности в этом вопросе, которую в противном случае приходилось бы устранять посредством правоприменительного решения, то есть дискреционным полномочием правоприменительного органа или должностного лица, и тем самым определять подсудность дела не на основании закона.

Ввиду того, что происшедшие в нашем обществе кардинальные изменения социально-экономических отношений, и в первую очередь, что особенно важно для гражданского процесса, принятие и введение в действие ГПК РФ, предопределили существенное обновление законодательства о подсудности, обозначенная проблема, проведенными в теории гражданского процесса исследованиями, конечно же не исчерпана.

Такой гражданско-процессуальный институт как «подсудность» нуждается в его правильном понимании и применении ввиду того, что именно через данный институт заинтересованное лицо имеет возможность реализовать свое конституционное право на судебную защиту. Так, в связи с проводимой в стране судебной реформой и серьезными изменениями в российском процессуальном законодательстве понятие подсудности требует дополнительного всестороннего исследования. Более того, законодательная регламентация подсудности имеет конституционно-правовое значение.

Цель работы – анализ реформирования института подсудности гражданских дел, рассмотрение и изучение путей его совершенствования. Объектом исследования выступает подсудность гражданских дел как институт гражданского процессуального права.

Задачи:

· Изучения судебной системы мировых судей и дел, подлежащих их рассмотрению

· Анализ трудовых споров в сфере дел института подсудности

· Исследования института подсудности, его актуальных аспектов

· Рассмотрение договорной подсудности и соглашений в ее производстве.

1. Институт мировых судей в Российской Федерации

В Российской Федерации с 2000 г. работают мировые судьи. Несмотря на незначительный период их деятельности, можно уже говорить о том, что мировые судьи оправдывают свое предназначение и играют важнейшую роль в обеспечении судебной защиты прав граждан. В связи с этим институт мировых судей (или, как его зачастую называют, «мировая юстиция») заслуживает большого внимания, поддержки и дальнейшего развития.

Это необходимо еще и потому, что становление института мировых судей в Российской Федерации – сложный и тяжелый процесс.

Современная российская система судов общей юрисдикции характеризуется становлением возрожденного и законодательно закрепленного Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. №188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (далее – ФЗ о мировых судьях) института мировых судей.

Относительно первого звена судов общей юрисдикции – мировых судей все актуальнее стоит и требует однозначного разрешения в области гражданского судопроизводства вопрос о родовой подсудности – о круге гражданских дел, подлежащих ими рассмотрению по первой инстанции.

По состоянию на 1 января 2002 г. мировые судьи действовали в 68 субъектах Российской Федерации со штатной численностью 3805 человек. В настоящее время мировые судьи действуют по всей стране. В мировых судах уже работают 6779 судей. За период 2002–2007 гг. поступление гражданских дел в суды общей юрисдикции увеличилось в 1,8 раза (с 4 млн. 954 тыс. до 9 млн. дел), как и ежегодное увеличение количества гражданских дел, подсудных мировым судьям. Так, в 2005 г. на рассмотрении мировых судей находилось 4 842 274 гражданских дела, тогда как в 2007 г. их было уже 6 802 307. При этом доля дел, рассмотренных мировыми судьями, в общей структуре судов общей юрисдикции составила 75,6% гражданских дел. Сложившаяся тенденция повышения нагрузки на мировых судей вызвала необходимость увеличения числа мировых судей и количества судебных участков в субъектах Российской Федерации.

Сегодняшние реалии наглядно свидетельствуют о явной перегруженности мировых судей и обоснованно продиктовали потребность корректирования и перераспределения на законодательном уровне родовой подсудности отдельных категорий гражданских дел между мировыми судьями и районными судами. Это нашло отражение в ФЗ от 22 июля 2008 г. №147-ФЗ, в соответствии с которым внесены соответствующие изменения в ФЗ о мировых судьях и ГПК РФ в части норм, определяющих родовую подсудность гражданских дел мировому судье.

К родовой подсудности мирового судьи в области гражданской юрисдикции отнесены гражданские дела, перечень которых обозначен ст. 23 ГПК РФ (ч. 1) с учетом ст. 3 ФЗ «О мировых судьях».

Компетенция мирового судьи в области гражданской юрисдикции в связи с принятием ФЗ от 22 июля 2008 г. №147-ФЗ изменена. Эти изменения связаны с исключением ранее подсудных мировому судье некоторых категорий гражданских дел. В числе таких дел, подсудных ныне районному суду:

1) дела, возникающие из трудовых правоотношений.

К мировой юстиции были отнесены дела, связанные с разрешением индивидуальных трудовых споров, кроме дел о восстановлении на работе.

2) дела по имущественным спорам о наследовании имущества и дела, возникающие из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности.

Перейти на сторінку номер: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 Версія для друкуВерсія для друку   Завантажити рефератЗавантажити реферат