На сайті 11893 реферати!

Усе доступно безкоштовно, тому ми не платимо винагороди за додавання.
Авторські права на реферати належать їх авторам.

1. Положение и роль главы государства в монархиях 2. Президент: статус и полномочия

Реферати > Правознавство > 1. Положение и роль главы государства в монархиях 2. Президент: статус и полномочия

Содержание

1. Положение и роль главы государства в монархиях

2. Президент: статус и полномочия

Список использованных источников

1. Положение и роль главы государства в монархиях

Монархия (греч. - единовластие) - форма государства, где высшие позиции в управлении страной занимает государь, получающий свой титул по наследству (князь, царь, король, император и т.д.).

Монарх юридически остаётся главой государства, но реально он не принимает участия в управлении страной. Правительство в конституционной монархии ответственно только перед парламентом. Такая форма государства сложилась в Великобритании, Бельгии, Дании, Нидерландах, Японии и некоторых др.странах.

Выделяют следующие виды монархии:

а) абсолютные, где вся власть концентрируется в руках монарха. Эта государственная форма присуща была феодальным обществам и в настоящее время в том или ином виде сохранилась лишь в государствах Ближнего Востока (Оман, Бахрейн, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия)

б) дуалистические, где существует формально-юридическое разделение государственной власти м.монархом и парламентом, т.е. в стране существует парламент, без участия которого не могут приниматься законы, но правительство назначается монархом и ответственно только перед ним. Как правило, власть монарха в таких странах является в силу традиций более авторитетной, чем власть парламента. К такому типу государств обычно относят Иорданию, Марокко, Непал

в) конституционные или парламентарные, где статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти: законодательные полномочия осуществляет парламент, а функции исполнительной власти - правительство.

Впервые титул "Государь всея Руси" принял Иван III в 1485. "Дело царевича Алексея" в 1717 стало поводом для изменения порядка наследования престола. Один из сподвижников Петра I - Феофан Прокопович написал сочинение "Правда воли монаршей", в котором обосновывал право монарха назначать наследника престола по своему усмотрению, не по старшинству, а по "пригодности". 5 ФВ 1722 был издан "Устав о наследовании престола", оформивший это право монарха.

Монархией называется государство, в котором носителем верховной власти является одно лицо.

Монархию можно рассматривать принципиально, как известную форму верховной власти в государстве,- во-первых; Во-вторых, она может подлежать рассмотрению, как известный факт истории, т.е. исторически.

Согласно первой точке зрения, главное внимание должно быть обращено на внутреннюю сущность монархического принципа верховной власти; необходимо выяснить его внутреннюю природу в отношениях к другим силам государства и вывести результаты, которые должны следовать в этих отношениях, в зависимости от самой сущности, самой природы монархического принципа верховной власти. Другими словами, такое рассмотрение монархии должно выяснить, каковы должны быть те формы отношений между верховною властью-монархом и другими силами государства-обществом и управительным механизмом или правительством,-отношений, которые наиболее сродны и обуславливаются самой идеей монархии. Эта точка зрения показывает в конце концов, чем должна быть монархия в жизни, если она желает быть сама собой.

Вторая точка зрения, историческая, главным образом исследует те конкретные формы монархического типа, какие имели место в истории.

Монархический принцип представляет собою результат работы человеческой мысли, которая анализировала тот материал, какой дала история. В этом смысле, как всякий принцип, и монархически является предметом мышления, которое может быть сильнее или слабее, яснее или туманнее. В историческом процессе его осуществление обусловливается длинным рядом обстоятельств, которая могут быть комбинированы различным образом. В зависимости от таких комбинаций и в виду их крайнего разнообразия, принцип, в своем осуществлении в виде тех или других конкретных форм, претерпевает в них большие или меньшие извращения, в смысле большего или меньшего соответствия между этими формами и внутреннею сущностью самого реализующегося в них принципа.

Элементарною задачею власти является создание и поддержание порядка. В дальнейшем она получает значение силы, в установленном порядке осуществляющей высшие начала правды.

С развитием гражданского состояния монархия является тем легче, чем элементы гражданской жизни (в виде сложного группового, в зависимости от сложности интересов, какими захвачена данная нация, расслоения ее и развитая зародышей аристократического и демократического принципов власти) сложнее и чем сильнее они каждый порознь развиты. Не желая и не видя оснований к взаимному подчинению, ощущая каждый в отдельности свой собственный raison d'etre, все эти элементы способны к объединению только некоторым высшим принципом, отвлеченным от их отдельного существования, но не отрицающим их. Таким принципом является легче всего нравственный, человеческой, исходящий из идеи личности, ее прав, ее блага, ее потребностей и т. п. Являясь с таким характером, он выдвигает власть монархическую, как по существу нравственную.

Условия внутренней и внешней политики могут благоприятствовать возникновению монархии, когда в виду необходимости энергии и единства власти, в эпохи национальной самообороны или покорения других народов, возникает потребность сосредоточить власть в руках одного лица. Но не всякая единоличная власть представляет собою верховную, ибо в тех случаях, когда условия внешней или внутренней политики выдвигают единоличную власть, она выдвигается с чисто-служебным характером, как необходимая в данный момент форма власти,- власти управительной, служебной, но не верховной. Ясно, что, когда минует момент необходимости в такой единоличной форм власти, она может быть упразднена, и действительно упраздняется, если только она не возводится на степень власти верховной нравственными понятиями данной нации. В связи с таким ошибочным признанием и именовавшем словом «монархия" всякой политической формы, когда во главе государства стоит одно лицо, стоит известное извращение монархического принципа, именуемое абсолютною монархиею или прямо абсолютизмом.

Сознательность, с какою и сам монарх, и нация относятся к течению политической жизни, имеет огромное значение для правильности осуществления монархического принципа в качестве верховной государственной власти. Необходимо ясное понимание данного начала власти, понимание источников его силы для сохранения его и развития.

В истории множество примеров, когда монархии сами подрывали собственную силу, допуская и даже направляя усилия на создание таких условий, какими сами себя он привели к гибели и замен другими политическими формами.

Для того, чтобы один человек мог стать верховною властью для того народа, к которому он сам принадлежит и который во столько раз сильнее всякой отдельной личности, во сколько миллионы сильнее единицы, очевидно, необходима высшая, сверхчеловеческая санкция его власти. Народ отказывается от своей власти не в пользу монарха, как в абсолютизме, но во имя высшей силы, какую он чувствует над собою.

Перейти на сторінку номер: 1  2  3  4  5  6  7  8 Версія для друкуВерсія для друку   Завантажити рефератЗавантажити реферат