На сайті 11893 реферати!

Усе доступно безкоштовно, тому ми не платимо винагороди за додавання.
Авторські права на реферати належать їх авторам.

Преступления в местах лишения свободы

Реферати > Правознавство > Преступления в местах лишения свободы

"Общая профилактика преступлений, - как писал А.Г. Лекарь, -заключается в целенаправленной деятельности государственных и общественных организаций, ведущих борьбу с правонарушениями по выявлению, изучению и устранению причин преступности, условий, способствующих существованию преступности и совершению преступлений, а также обстоятельств, облегчающих достижение преступного результата".

Специальное предупреждение направлено на предупреждение нового преступления осужденным как в процессе отбывания наказания, так и после его отбытия. Указанная цель достигается путем применения к данному лицу наказания, а в его рамках предусмотренных УК и УИК профилактических мер, а также проведением комплекса воспитательных мероприятий со стороны государственных органов и общественных объединений. Чем строже назначенное наказание, тем интенсивнее применяются такого роды меры, например, изоляция от общества, охрана осужденных и надзор за их поведением и др.

Эффективность общей профилактики в значительной степени зависит от решения крупных социально-экономических и культурно-воспитательных задач. В нашей же работе речь пойдет о более конкретных мерах в отношении предупреждения преступлений в местах лишения свободы, т.е. о специальной и индивидуальной профилактике.

Цель индивидуальной профилактики - устранение конкретных причин преступлений и искоренение антиобщественных иждивенческих взглядов у людей, ненадлежащий образ жизни которых может привести к совершению преступления.

Специальная профилактика - это деятельность, направленная на предупреждение преступлений со стороны определенной категории лиц, объединенных какими-то общими, для них присущими специфическими признаками или свойствами.

Пенитенциарной профилактикой называют профилактику совершения новых преступлений в период отбывания наказания. Специфика пенитенциарной профилактики заключается в том, что она вторична и следует за наказанием. Профилактика в период отбывания наказания, когда основным выступает искупление вины, несение тягот, лишений, сопряжена с большими трудностями, так как необходимо сочетание различных средств воздействия.

Введение института пенитенциарно-педагогической деятельности предусматривает обширный спектр нравственного и юридического исправления осужденного. К ним в первую очередь законодатель относит: труд, духовно-нравственное воздействие, школьное обучение, индивидуально-воспитательная работа. С ним тесно соединено: лечение, гигиена, отдых преступников. Совокупность указанных мер и средств пенитенциарного воздействия несет заряд нравственного оздоровления осужденных.

Важнейшим направлением профилактики преступлений в местах лишения свободы является воспитательная работа с осужденными.

Принципы воспитательной работы с осужденными - это основные исходные положения, руководящие начала, в которых определены основные требования к содержанию, организации и проведению воспитательной работы с осужденными.

В Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы закреплено, что воспитательная работа с осужденными организуется и проводится на основе принципов: незыблемости основных прав и свобод человека и гражданина; гуманизма; законности; приоритета цели исправления при исполнении наказания; сочетания централизации и развития самодеятельных начал; системности и преемственности исправительного воздействия; включения осужденных в активную общественно полезную деятельность; опоры на положительные качества личности; сохранения, упрочения и восстановления социально полезных связей осужденных, широкого участия общественности в делах УИС.

В Концепции сочетаются как правовые, так и педагогические принципы. Однако приведенный перечень принципов не является полным. Так, воспитательная работа с осужденными базируется также и на общих принципах уголовно-исполнительного законодательства, закрепленных в ст. 8 УИК РФ: законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.

Рассмотрим некоторые из них.

1. Принцип незыблемости основных прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип является общепризнанным и вытекает из норм международного права и положений Конституции РФ. Так, в ст. 2 Конституции РФ указано, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Несмотря на то что на осужденных накладываются ограничения в правах и свободах, в то же время их основные права и свободы являются неотчуждаемыми, и в случае их нарушения они имеют право на защиту. Наиболее подробно этот принцип раскрыт в положениях главы 2 Конституции РФ. Применительно к воспитательной работе осужденные должны иметь право свободно выражать свое мнение по различным вопросам отбывания наказания, по своему выбору вступать в любые самодеятельные организации без какого-либо давления со стороны администрации. Также каждый осужденный может исповедовать любую религию, не запрещенную законом.

2. Принцип законности также является конституционным и закреплен в ст. 15 Конституции РФ. Он означает верховенство закона перед другими нормативно-правовыми актами в области регулирования воспитательного воздействия на осужденных. Данный принцип нашел выражение и в ч. 2 ст. 12 УИК РФ, закрепляющей, что меры принуждения могут быть применены не иначе как на основании закона. Таким образом, за допущенные нарушения на осужденных нельзя налагать взыскания и ограничения, не предусмотренные законом.

3. Принцип гуманизма. Принципом гуманизма проникнута вся воспитательная работа. Воспитывая у осужденных уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам и правилам человеческого общежития, повышая их сознательность и культурный уровень, сотрудники исправительных учреждений тем самым помогают осужденным найти свое место в обществе, построить правильные взаимоотношения с окружающими, отказаться от преступного поведения.

Принципом гуманизма пронизаны и формы воспитательной работы, прежде всего индивидуальная работа, которая проводится на основе изучения личности каждого осужденного, с учетом совершенного им преступления, возраста, образования и других особенностей.

Принцип гуманизма включает в себя и расширение возможности поддержания и развития социально полезных связей осужденных с родственниками и общественностью, а также развития их полезной инициативы. Реализация принципа гуманизма поставлена в прямую зависимость от поведения осужденных, от их желания и настроения вести себя определенным образом, а следовательно, получать или нет предусмотренную законом широкую систему льгот.

Данный принцип должен выражаться также в том, что воспитательная работа должна быть направлена в первую очередь на ресоциализацию осужденных и последующую их адаптацию к жизни на свободе.

Перейти на сторінку номер: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18 
Версія для друкуВерсія для друку   Завантажити рефератЗавантажити реферат