На сайті 11893 реферати!

Усе доступно безкоштовно, тому ми не платимо винагороди за додавання.
Авторські права на реферати належать їх авторам.

Преступления в местах лишения свободы

Реферати > Правознавство > Преступления в местах лишения свободы

•предоставление лишенным свободы незаконных отпусков;

•содействие в приобретении и распространении наркотических средств;

•предоставление необъективных материалов в комиссию по помилованию;

•поддержание в коррупционных целях связей с криминальными авторитетами, проживающими на свободе, и т.д.

Можно констатировать, что беззаконие, выражающееся в совершении самых различных по степени общественной опасности правонарушений, как связанных, так и не связанных с коррупцией, в ряде исправительных учреждений становятся привычным стилем деятельности некоторых должностных лиц.

2. Криминологические особенности личности преступника в местах лишения свободы

Любой человек в конкретный момент своей жизни находится в каком-то определенном психическом состоянии. Именно оно и предопределяет форму его реагирования на окружающую обстановку, на поведение людей. Меняются психические состояния - меняется и форма реагирования.

Заключенным присущи следующие состояния: опасения, страхи, тревожность, мнительность, недоверчивость, обидчивость, подозрительность, беспокойство, возбудимость, раздражительность, агрессивность и т.д. Эти состояния вызваны тремя обстоятельствами - изоляцией от общества и помещением в замкнутую социальную среду; ограничением в удовлетворении потребностей посредством тотальной регламентации поведения; принудительным включением в однополые социальные группы. Так как изолирование от общества происходит на долгий срок, поэтому тяжелые психические состояния у них ярко выражены, устойчивы и, что самое главное, со временем приводят к трудно обратимым изменениям психики, характера. Они влекут за собой постоянную внутреннюю напряженность. Возникает та самая ситуация, о которой говорят: человек места себе не находит.

Казалось бы, строгие требования преследуют благую цель. Они приучают человека исполнять общепринятые правила. Однако, чем тщательнее регламентация поведения, чем шире она охватывает все сферы жизнедеятельности человека, тем больше у него опасений за безопасность своего существования. Уверенность в себе самом, в своих силах основано на том, что всегда есть какая-то возможность избежать встречи с ним. Если же препятствие неодолимо, если собственный опыт показывает, что избежать его невозможно иначе как, подчинившись ему, любая перемена в существующих порядках воспринимается как опасная, ибо неизвестно, что она принесет. Регламентация поведения, при которой правила предстают в качестве навязанных, когда нет возможности не только оспорить их, но и высказать по их адресу свое мнение, страшна не тем, что приучает человека не бояться правил. К любым правилам можно приспособиться. Она страшна тем, что разрушает активность и, следовательно, заставляет человека бояться изменений. Тотальное принуждение подготавливает себе опору в виде психологии, главной чертой которой является пассивность.

Изоляция носит принудительный характер. Она - выражение кары, которая применяется в ответ на совершенное преступление. Кара справедлива. Но постоянное, длящееся годами принуждение не может не вызвать протеста. Недовольство и враждебность усиливается от того, что конфликты, возникающие среди заключенных, трудно урегулировать, ибо нельзя сменить окружение. Человек обречен на долгие годы находиться в одной и той же социальной группе. Поэтому конфликты нередко выливаются в преступления.

Что же представляют собой те лишенные свободы, которые совершают преступления во время отбывания наказания в исправительных учреждениях?

По результатам проведенного мною исследования за определенный период подавляющее большинство - это лица в возрасте до З5 лет со средним и неполным средним образованием, ранее судимы за умышленные преступления. Что касается семейного положения, то большой процент составляют лица, не состоящие в браке (74 %), не имеющих детей (88 %).

По возрасту осужденные, совершившие преступления в местах лишения свободы, составляли лица в возрасте 18-25 лет - 36 %. Затем, следует возрастная группа 25 - 30-летних, на их долю приходится 24 % из числа изученных преступлений, в группе от 30 до 35 лет - 28 %. Отсутствует активность в возрасте 35 – 40 лет. Осужденные в возрасте 40-50 лет совершили 12 % преступлений. Важное значение, с точки зрения возможной вменяемости субъектов преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях, имеет психическое состояние осужденных.

Психологические исследования в отношении отдельных категорий осужденных, находящихся в местах лишения свободы, в том числе отбывающих длительные сроки лишения свободы или пожизненно, показали, что такие опасные преступники замкнуты, погружены в себя, пессимистичны, испытывают трудности в общении и адаптации. Они чувствительны, раздражительны, склонны к аффективным реакциям и вербальной агрессии, мнительны, у них пониженный, подавленный фон настроения. Уровень интеллекта ниже среднего, мыслительная активность снижена, логическое мышление часто тормозится аффективными переживаниями. Среди отбывающих пожизненное лишение свободы преобладают психопаты, алкоголики, лица с остаточными явлениями травм черепа. По мере нарастания времени пребывания в тюремных камерах увеличивается доля лиц с расстройствами психической деятельности.

Сама личность осужденного является единственным объектом исправительного воздействия. От того, насколько оно достигает цели, зависит оценка эффективности функционирования всей уголовно-исполнительной системы. Все это означает необходимость максимально полного и всестороннего изучения личности осужденного с использованием всех достижений психологии, психиатрии, философии, социологии, криминологии и других наук в познании личности в целом. Понять осужденного, природу и мотивы совершенного им преступления, поведения в период отбывания наказания и после него невозможно без детального изучения его психологических, нравственных, социально-демографических и иных характеристик, имеющих пенитенциарное значение. Необходимо также знание той среды, в которую включен осужденный в местах лишения свободы, тех малых неформальных социальных групп, членом которых он является, т.е. очень важны социально-психологические исследования и учет социально-психологических факторов в практической деятельности исправительных учреждений.

Во многих случаях необходимо принимать во внимание факт длительного нахождения в местах лишения свободы, особенно это касается тех осужденных, которые отбывают наказание за тяжкие преступления против личности. Об этом известно со времен Р. Крафт-Эбинга, который еще в XX в. установил, что чем больше лет провел человек в заключении, тем выше вероятность обнаружения у него расстройств психической деятельности. Последующие исследования в этой области (Е.К. Краснушкин, ЮМ. Антонян, СВ. Бородин, Ц.А. Голумб) подтвердили такой вывод. Сама атмосфера исправительных учреждений, условия отбывания там наказания способствуют возникновению психических расстройств, а еще чаще - обострению имеющихся. Без учета этого обстоятельства невозможно правильно организовать индивидуально-воспитательное воздействие на них. Вместе с тем оно является и криминологической проблемой, поскольку без знания о наличии и специфике внешних проявлений тех или иных психических расстройств у конкретных лиц нельзя успешно предупреждать новые правонарушения с их стороны, в том числе насильственные. По-видимому, наличие психических аномалий при всем том, что они еще плохо выявляются и лечатся, а карательно-воспитательное воздействие обычно осуществляется без учета этого весьма важного факта, во многом объясняет такое стойкое неподчинение требованиям администрации, непринятие условий пребывания в местах изоляции от общества.

Перейти на сторінку номер: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18 
Версія для друкуВерсія для друку   Завантажити рефератЗавантажити реферат