На сайті 11893 реферати!

Усе доступно безкоштовно, тому ми не платимо винагороди за додавання.
Авторські права на реферати належать їх авторам.

Преступления в местах лишения свободы

Реферати > Правознавство > Преступления в местах лишения свободы

Перечисленные особенности проистекают из-за отсутствия сдерживающих нравственных начал, неоднократного или систематического, причем безнаказанного, совершения антиобщественных действий. Последние даже могут вызывать одобрение у таких же, как они, рецидивистов. Однако, привыкли плыть по течению, давно утратили общественно полезные связи, не имеют семьи, близких, даже постоянного места жительства.

Особые трудности вызывает такая группа осужденных, как рецидивисты. В первую очередь надо отметить, что асоциальные рецидивисты в силу своей пассивности не отличаются противоречивостью мировоззрения и в целом мировосприятия, они не способны к психическому перенапряжению и склонны по возможности упрощать свою жизнь, обходить препятствия и процесс принятия решения. Большинство из них не ставят перед собой цели исправиться, приобрести навыки социально одобряемого поведения, напротив, пытаются уклониться от соблюдения правил отбывания наказания. Они не проявляют интереса ни к работе, ни к учебе, что, впрочем, естественно для людей, средний возраст которых находится в пределах 30 - 35 лет.

Часто они совершают новые преступления еще в период нахождения в исправительном учреждении. Возможность совершения нового преступления в период отбывания наказания во многом зависит от отношения осужденного к тому преступлению, за которое он наказан, и к самому этому наказанию. Эти отношения могут не совпадать друг с другом.

Из всех элементов отношения осужденных к наказанию осужденные больше всего связаны с первым - переживанием наказания, теми условиями его отбывания, которые накладывают наиболее серьезные правоограничения и лишают свободы. Именно это переживается острее всего и вызывает страдания. Осознание необходимости отбыть наказание прежде всего определяется тем, насколько человек чувствует свою вину, считает себя виновным, ощущает раскаяние. Если всего этого нет, то и мысль о необходимости отбыть наказание не приходит. К тому же осужденные вряд ли стремятся структурировать на составные части свое отношение к преступлению и наказанию, однако на одной плоскости видят и то и другое: преступление уже не актуально, оно было давно, иногда очень давно, оно вытесняется другими, очень важными событиями. А вот наказание, точнее - его исполнение, оно чрезвычайно актуально, оно сейчас и здесь. Если оно вызывает возмущение, то и протест может принять форму правонарушения.

Следует признать: изучение личности осужденных нельзя признать ни глубоким, ни всесторонним, в основном превалируют социально-демографические описания. Попытки исследования внутренних, сущностных характеристик осужденных очень редки, недостаточны знания об их поведении в местах лишения свободы, в том числе преступном, что особенно важно. До сих пор сохраняются примитивные классификации лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, эти классификации мало что дают науке и практике.

Говоря о важной роли факта попадания в места лишения свободы, имеется в виду не только специфика последних и их существенное влияние на человека, но и то, что условия этих мест вступают в тесное взаимодействие с ним. Известно, что в таких случаях результат - поведение - во многом зависит от личности.

При исследовании личности осужденного, совершающего преступление в исправительном учреждении, необходимо акцентировать внимание на то, во-первых, что он лишен свободы, и, во-вторых, то, что влияние на него там среды более концентрированное и суровое, чем в нормальных условиях. Человек, помещенный в места лишения свободы, естественно, застает там сложившуюся социальную среду, отличающуюся от той, в которой он жил ранее. Особенности этой социальной среды определяются прежде всего действием следующих факторов: изоляцией от общества, регламентацией поведения во всех сферах жизнедеятельности, сложившейся стратификацией среды и действием неформальных норм поведения, бытующих в этой среде, и т.д.

Значимость средовых влияний на личность в исправительных учреждениях, их концентрированный и суровый характер надо оценивать не только в аспекте взаимодействия с личностью осужденного. Есть еще одна сторона в среде осужденного: не только другие осужденные, но и представители администрации, непродуманные или несправедливые действия которых могут даже спровоцировать уголовно наказуемое поведение осужденного. Он поневоле вступает в контакт со всеми элементами среды, причем воздействие на него администрации может иметь не менее жесткий характер, чем со стороны других преступников. Разумеется, ко всей такой обстановке он должен адаптироваться, если же адаптация не имела места, осужденный в числе прочих вариантов поведения может избрать свой, в том числе и совершение нового преступления.

Среда, конечно, может быть особенно неблагоприятной для адаптации для данного конкретного преступника, но гораздо чаще бывает так, что он не способен приспособиться именно к этой обстановке. Отсюда не только преступное поведение, но и нарушения требований режима отбывания наказания, иногда многочисленные, систематические. Их наличие представляет собой неопровержимое свидетельство неудовлетворительной адаптации, причем она может иметь место и вследствие психических нарушений человека, особенностей его характера, если эти особенности выступают в качестве акцентуаций или патологий психики. Таким образом, можно констатировать среди осужденных достаточно распространенный тип личности – неадаптированный.

3. Причины и условия совершения преступлений в местах лишения свободы

Причины преступности осужденных в местах лишения свободы связаны, прежде всего, с природой такого уголовного наказания, как лишение свободы, принудительное помещение в однополые коллективы самых аморальных членов общества.

Осужденного к лишению свободы ограничивают в реализации значительной части прав и свобод, изолируют от общества, помещают под охрану. Специфика жизни осужденного в исправительном учреждении проявляется прежде всего в том, что элементарные нравственные нормы жизнедеятельности человека превращаются здесь в нормы права. Лишение свободы представляет для осужденного субъективно новые социальные процессы и различные виды социальной деятельности.

Попав за тюремную решетку, осужденный воспринимает свой новый статус как позор, как акт социального клеймения, социальную неполноценность.

Микросреда исправительного учреждения состоит из лиц, криминальная зараженность которых и нравственно-педагогическая запущенность различны. Этот факт представляет значительную сложность в исправительном процессе. Нормы и ценностные ориентации, характерные для преступной среды, оказывают на осужденного непосредственное влияние и криминализируют его личность.

Временными параметрами для осужденного в исправительном учреждении становятся начало и конец срока наказания. Изучая личное дело осужденного, необходимо выяснить, что привело его к преступлению, насколько случайным или закономерным является его конфликт с законом.

Лишение свободы - это дистресс, вызывающий типичные психические состояния: фрустрацию, конформность, депрессию.

Перейти на сторінку номер: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18 
Версія для друкуВерсія для друку   Завантажити рефератЗавантажити реферат