На сайті 11893 реферати!

Усе доступно безкоштовно, тому ми не платимо винагороди за додавання.
Авторські права на реферати належать їх авторам.

Понятие и уголовно-правовое регулирование борьбы с преступлениями в сфере потребительского рынка

Реферати > Правознавство > Понятие и уголовно-правовое регулирование борьбы с преступлениями в сфере потребительского рынка

К этому времени страны Запада стали заметно опережать СССР по уровню жизни населения и обеспечению различных демократических прав и свобод. СССР, стремясь не допустить "тлетворного влияния Запада", вынужден был отгородиться от всего мира "железным занавесом", используя все ресурсы репрессивного аппарата. В стране начинались "походы" против "огуречников", "капустников", "цветоводов" и прочих "тепличников", которые объявлялись "любителями легкой наживы". У них изымались земельные участки, сносились теплицы, поскольку это считалось проявлением частнособственнических интересов, хотя они всего лишь помогали в снабжении населения овощами, фруктами, цветами.

На фоне этого больших успехов достигла так называемая теневая экономика. Постепенно нарастала целая система торможения социально-экономического развития. В 1990 г. по всей стране, включая Москву, появились карточки на основные виды продовольствия, а в 1991 г. в страну стала поступать гуманитарная помощь из разных стран. В январе 1991 г. была проведена одна из самых неудачных денежных реформ, вызвавшая огромную панику среди населения. Все эти мероприятия вели к окончательной потере доверия к национальной валюте и к руководству страны, а затем к глубокому политическому кризису и развалу страны. В дальнейшем самоустранение государства от регулирования экономических отношений в сфере потребительского рынка в 1991 - 1993 гг. привело к сильнейшей галопирующей инфляции и политическому кризису 1993 г. Анализируя причины "бархатных революций" в ряде стран Восточной Европы и СНГ, следует отметить, что проблема несбалансированности потребительского рынка и низкий уровень жизни большинства населения этих стран являлись одним из решающих факторов недовольства населения и массовых выступлений против существующей политической власти.

В завершение можно сделать вывод, что недооценка органами государства роли регулирования экономических отношений в сфере потребительского рынка, как правило, приводила к дестабилизации не только социальной обстановки, но и политической ситуации в целом (например: февраль, октябрь 1917 г., 1921, 1991 и 1993 г.). Поэтому дестабилизацию ситуации на потребительском рынке можно рассматривать как одну из серьезных угроз национальной безопасности государства. В современных условиях развитые институты государства и общества должны эффективно и своевременно противодействовать теневым экономическим явлениям на потребительском рынке в целях обеспечения безопасности страны.

§ 2. Потребительский рынок Российской Федерации: значение и понятие

Глобализация российской и мировой экономики, становление и совершенствование рыночной экономики в нашей стране, которая основана на конкуренции независимых хозяйствующих субъектов гражданского оборота, как товаропроизводителей, так и продавцов, включая и тех хозяйствующих субъектов, которые оказывают исключительно услуги, породили ряд проблем. С одной стороны, указанные процессы усложнили и усложняют правоотношения, так или иначе взаимосвязанные со сферой потребительского рынка, а значит, требуют возрастающего правового регулирования, установления его границ. С другой стороны, в процессе экономических преобразований в стране существенно выросло количество хозяйствующих субъектов с различными организационно-правовыми формами собственности, которые так или иначе связаны с продажей (реализацией) товаров на потребительском рынке России. От функционирования всех хозяйствующих субъектов, впрочем, как и граждан, которые занимаются розничной куплей-продажей, в конечном итоге зависит не только благополучие потребителя, но и экономическая и социальная стабильность в России. В этой связи уместно привести цитату из Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина, который сказал, что "прямая обязанность государства - создать условия для развития экономических свобод, задавать стратегические ориентиры, предоставлять населению качественные публичные услуги"[16]. Поэтому, на наш взгляд, успех социально-экономических реформ должен заключаться не только в повышении реальных денежных доходов населения, в развитии и укреплении социальной сферы, но и в предоставлении возможности потребителям использовать полученные доходы на приобретение качественных и безопасных товаров, работ, услуг.

Однако следует отметить, что, несмотря на проявление заботы со стороны государства об укреплении правовых и иных позиций непосредственного потребителя на рынке товаров и оказания услуг и то обстоятельство, что само понятие "потребительский рынок" давно уже вошло в юридическую (экономическую) лексику, применяется во многих значениях в хозяйственном обороте, оно, к сожалению, законодательно не закреплено ни в одной отрасли права. Представляется, что в свете настоящего исследования необходимо рассмотреть данное понятие, особенно потому, что оно в трудах ученых-правоведов исследовано не в достаточной степени. При этом надо учитывать и такие обстоятельства:

а) сложность самого механизма "потребительский рынок Российской Федерации";

б) его социально-экономическую значимость в условиях рыночного хозяйствования;

в) наличие понятия "потребитель" в Законе "О защите прав потребителей";

г) употребление указанного термина (определения) "потребительский рынок" не только в обычном обиходе, но и в правовом смысле в гражданском обороте России;

д) а также и тот факт, что к указанному вопросу все чаще и чаще обращаются молодые ученые.

Терминология "потребительский рынок", конечно же, в первую очередь связывается с законодательным закреплением в Законе Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей"[17] нового субъекта данных отношений - "потребителя". И здесь, очевидно, необходимо дать в первую очередь само понятие "потребитель", представленное законодателем в преамбуле (вводной части) Закона РФ "О защите прав потребителей". "Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности".

Здесь же сразу следует оговорить особые "полномочия" государственных органов в правовом регулировании отношений в области защиты прав потребителей. Пункт 1 ст. 1 Закона "О защите прав потребителей" гласит о том, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации. Укажем и на то, что данный пункт изложен в редакции, введенной в действие с 9 января 2005 г. Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 171-ФЗ[18]. Характерно, что абз. 1 п. 2 ст. 1 Закона РФ "О защите прав потребителей" законодатель сужает сферу издания правовых актов определенными субъектами РФ в области защиты прав потребителей, сведя их круг до федерального уровня. Так, как усматривается из вышеизложенного, правовые акты в этой области могут применяться в силу норм ГК, Законом РФ "О защите прав потребителей", иными федеральными законами, Правительством РФ. Причем Правительство РФ не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей. Отсюда можно сделать следующее умозаключение, как определенный вывод. Государство довольно "трепетно" относится к защите прав потребителей и в целях недопущения дополнительного дублирования нормативных актов по защите прав потребителей не дает полномочий субъектам Российской Федерации издавать в указанной сфере никаких законодательных нормативных актов, поставив тем самым законотворчество в этой области под одну "крышу" - на федеральный уровень. Очевидно, что это положение в "переходный" период рыночной экономики в стране оправданно, ибо позволяет федеральному центру держать законодательство в этой сфере под своим строгим контролем. Кроме того, этим же подчеркивается и важность "твердого" и устойчивого положения потребителя на товарном рынке.

Перейти на сторінку номер: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21 
Версія для друкуВерсія для друку   Завантажити рефератЗавантажити реферат