На сайті 11893 реферати!

Усе доступно безкоштовно, тому ми не платимо винагороди за додавання.
Авторські права на реферати належать їх авторам.

Преступления против интересов службы

Реферати > Правознавство > Преступления против интересов службы

По уголовным делам этой категории имеет место и такой недостаток, как отсутствие в некоторых из них должностных инструкций в отношении лиц, признанных должностными. Так, в материалах дела милиционера-водителя Л. и конвоира конвойной службы К., осужденных судом Центрального района г. Гомеля по ч. 2 ст. 430 УК за получение взятки группой лиц по предварительному сговору, должностная инструкция имеется только на К. Отсутствует должностная инструкция и в материалах дела Г., осужденной по ч. 1 ст. 430 УК этим же судом [19, c.39].

Изучение показало, что суды не всегда четко определяют признаки преступного поведения должностного лица, за которое оно получает взятку.

По делу Ч., который, будучи председателем сельского Совета, за взятки составлял и выдавал фиктивные справки, дающие право на вывоз сельхозпродукции за пределы Республики Беларусь, в приговоре суда Мстиславского района указано, что вознаграждение он получал за благоприятное решение вопроса, входящего в его служебную компетенцию. Между тем использование им служебных полномочий носит точно определенный характер по своему содержанию: выдача заведомо ложных документов [19, c.39].

Некоторые суды не выясняют и не отражают в приговорах, за выполнение каких конкретных действий (бездействие) по службе должностное лицо получило взятку от заинтересованного лица.

В приговоре суда Центрального района г. Гомеля от 17 января 2002 г. по делу Г. указано, что она получила вознаграждение за благоприятное решение вопросов, входящих в ее компетенцию по приобретению товаров. В чем это конкретно выражалось, в приговоре не раскрыто [19, c.39].

Состав получения взятки имеет место как в случаях, когда совершаемые должностным лицом по службе действия (или бездействия) были обусловлены получением взятки (имелась предварительная договоренность), так и при отсутствии такой договоренности. Не имеет значения также время получения взятки — до или после совершения желательных для взяткодателя действий или бездействия по службе.

Взятка принимается должностным лицом (дается должностному лицу) за использование им служебного положения в интересах взяткодателя или представляемых им лиц. При этом ожидаемое использование должностным лицом своего служебного положения в интересах дающего может заключаться в двоякого рода поведении по службе:

1) в выполнении или невыполнении в интересах дающего взятку какого-либо действия по службе, которое оно должно было и могло совершить с использованием служебного положения. В этом случае деяние по службе носит точно определенный характер по своему содержанию и, как правило, по времени совершения (прием на работу, зачисление на учебу, выдача кредита, освобождение от ответственности и т.д.).

Слова закона «должно было» совершить определенное деяние по службе означают, что в соответствии с предоставленными полномочиями и обстоятельствами дела поведение должностного лица по службе однозначно носит характер долженствования — оно обязано совершить соответствующие действия по службе.

«Возможность совершить» с использованием своего служебного положения определенные действия означает, что их совершение или несовершение зависит от усмотрения должностного лица;

2) в ожидаемом совершении или несовершении неточно конкретизированного деяния по службе на момент принятия вознаграждения, но определенно ожидаемых деяний по службе с учетом характера и направленности интересов лица, дающего вознаграждение. Такого рода деяния (скорее деятельность) закон именует покровительством или попустительством по службе, благоприятным решением вопросов, входящих в служебную компетенцию.

При этом следует учитывать, что проявление покровительства по службе может выражаться в действиях, связанных с незаслуженным поощрением, продвижением (повышением) по должности, установлением персональной надбавки к заработной плате, созданием льготного режима работы, и т.п.

К попустительству в интересах дающего взятку, в частности, относятся бездействие по фактам упущений по службе или неисполнения служебных полномочий, сокрытие фактов, свидетельствующих об отсутствии у работника должной квалификации, непринятие мер по аттестации.

Благоприятное решение вопросов в интересах взяткодателя предполагает совершение действий, направленных на удовлетворение просьбы в интересах взяткодателя или представляемых им лиц, в обеспечение которой получена взятка.

Если должностное лицо, получив вознаграждение, просит других лиц, с которыми оно ни в каких служебных отношениях не состоит, оказать содействие в получении выгоды лицам, давшим вознаграждение, в его действиях состав преступления, предусмотренного ст. 430 УК, отсутствует, поскольку это лицо совершает указанные действия без использования своих служебных полномочий (7, п.4).

Под интересами дающего взятку или представляемых им лиц следует понимать не только сугубо личный интерес указанных лиц, но и интересы организации, которую они представляют.

Получение взятки признается оконченными преступлениями с момента принятия должностным лицом материального вознаграждения. В случаях, когда обусловленная взятка не была получена по причинам, не зависящим от воли взяткополучателя, содеянное образует покушение на получение взятки. В частности, по ст. 14 УК и соответствующей части ст. 430 УК подлежат квалификации действия должностного лица, которое получило в качестве взятки фальшивые денежные знаки, будучи уверенным в их подлинности.

Действия должностного лица, получившего взятку, а затем передавшего часть полученного в качестве вознаграждения соответствующему должностному лицу (без предварительной договоренности с ним о получении взятки) в целях принятия решения в интересах дающего взятку, следует квалифицировать по совокупности преступлений как получение и дача взятки (8,п.6).

Если передаваемая взятка отвергнута должностным лицом, содеянное следует квалифицировать как покушение на дачу взятки.

Изучением установлены неединичные случаи неправильной квалификации действий взяткодателей как оконченного преступления, когда должностное лицо отказалось принять взятку.

Д. в течение года после наложения административного взыскания за обман покупателей вновь совершила аналогичное правонарушение. Преследуя цель уйти от уголовной ответственности, Д. пыталась передать оперуполномоченному ОЭП Ленинского РОВД г. Бобруйска К. 30 долларов США за уничтожение материалов о совершенном ею правонарушении. Несмотря на то, что взятка была отвергнута, действия Д. стороной обвинения и судом Ленинского района г. Бобруйска неправильно расценены как оконченное преступление.

Суд Первомайского района г. Витебска осудил С. за дачу взятки по ч. 2 ст. 431 УК. Установлено, что, имея цель избежать привлечения к административной ответственности за мелкое хищение, она передала оперуполномоченному ОЭП Первомайского РОВД г. Витебска К. 100 долларов США, К. взятку не принял. Однако действия С. суд неправильно расцени как оконченное преступление [19, c.39].

Ответственность за взяточничество наступает независимо от времени передачи взятки: до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц.

Перейти на сторінку номер: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22 
Версія для друкуВерсія для друку   Завантажити рефератЗавантажити реферат