На сайті 11893 реферати!

Усе доступно безкоштовно, тому ми не платимо винагороди за додавання.
Авторські права на реферати належать їх авторам.

Общая характеристика преступлений против экологической безопасности и природной среды

Реферати > Правознавство > Общая характеристика преступлений против экологической безопасности и природной среды

Таким образом, природные объекты по своему целевому назначению могут относиться к природно-хозяйственным и особо охраняемым. Из этой классификации природных объектов можно сделать вывод, что они подразделяются на природные ресурсы и природные комплексы [13, с.116].

Природными ресурсами является часть природного объекта, которая выступает в качестве источника удовлетворения материальных, экономических потребностей и интересов человека (земельные ресурсы, водные ресурсы и т. п.). Сведения о природных ресурсах содержатся в кадастрах природных ресурсов, которые представляют собой систематизированные своды данных, количественно и качественно характеризующих определенные виды природных ресурсов.

Территория или природный комплекс – это совокупность взаимосвязанных между собой частей природных объектов, обособленных с целью заповедной охраны. При этом заповедной охране подлежат лишь те части природных объектов, относительно которых имеется решение компетентных органов государства.

По режиму охраны и использования природные комплексы подразделяются на три категории: полностью исключенные из хозяйственного или рекреационного использования (заповедники); исключенные лишь из хозяйственного использования (заказники); с ограниченным режимом использования ресурсов в хозяйственных целях (природные парки) [2, с. 40-41].

Конституция Республики Беларусь в совокупности с иными нормативными правовыми актами составляет правовую основу для формирования и реализации государственной политики в области охраны окружающей среды, важнейшей целью которой является осуществление права людей на благоприятную окружающую среду.

Так в статье 46 Конституции Республики Беларусь закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду [11].

Эта конституционная норма лишь декларирует, т.е. провозглашает это право. Другими словами, право на благоприятную окружающую среду – это неотъемлемое право человека на существование в такой окружающей среде, качественная сторона которой благоприятна для человека как биологического вида и человека как социального существа [13, с.147].

Понятие "благоприятная окружающая среда" тесно связано с понятием "экологический безопасности".

Экологическая безопасность – состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от возможного вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Право на экологическую безопасность закреплено и раскрыто в законе Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. №170 "Об охране окружающей среды", где установлены нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, обеспечивающие экологическую безопасность. К ним относятся: нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ; нормативы предельно допустимых физических воздействий (тепла, шума, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и др.); нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Республики Беларусь [26].

Основным субъектом обеспечения экологической безопасности является государство, осуществляющее свои функции в этой области через органы национальной законодательной, исполнительной и судебной власти.

Субъектами обеспечения экологической безопасности также являются юридические и физические лица, в том числе граждане, организации и объединения, обладающие правами и обязанностями по обеспечению экологической безопасности в соответствии с национальным законодательством государства [13, с.150].

Основными принципами обеспечения экологической безопасности являются:

– приоритет безопасности для жизни и здоровья личности и общества;

– суверенитет государства над природными ресурсами;

– неотвратимость ответственности за ущерб, причиненный трансграничным загрязнением;

– солидарная ответственность за ущерб, причиненный трансграничным загрязнением;

– согласование экологической политики государств;

– согласование законодательной политики государств в области обеспечения экологической безопасности;

– взаимопомощь государств при ликвидации последствий и предупреждении экологического бедствия;

– широкое участие в международной деятельности в области экологической безопасности;

– обязательность государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы всех проектов строительства, реконструкции и производства любой продукции;

– государственная поддержка мероприятий по оздоровлению среды обитания человека;

– организация системы государственного экологического мониторинга состояния окружающей природной среды;

– обеспечение полной, достоверной и своевременной информированности граждан, учреждений и организаций об угрозах экологической безопасности [2, с.52].

Таким образом, право на экологическую безопасность и благоприятную окружающую среду – неотъемлемое право каждого человека, которое должно быть реализовано посредством совершенствования государственной политики в области охраны и защиты окружающей среды.

1.2 Понятие и признаки преступления против экологической безопасности и природной среды

Преступления против экологической безопасности и природной среды в теории уголовного права и судебной практике называют еще экологическими преступлениями. Понятие "экологическое преступление" было введено в научный оборот относительно недавно [15, с.27].

В части первой примечания к главе 26 действующего УК впервые в истории уголовного законодательства Беларуси дано законодательное определение данному понятию: "преступлениями против экологической безопасности и природной среды признаются совершенные умышленно или по неосторожности общественно опасные деяния, причинившие или могущие причинить вред земле, водам, недрам, лесам, животному и растительному миру, атмосфере и другим природным объектам, отнесенным к таковым законодательством об охране окружающей среды, независимо от формы собственности" [29].

Также в действующем УК впервые выделен одноименный раздел IX и глава 26 "Преступления против экологической безопасности и природной среды". Такое решение законодателя обусловлено значимостью проблемы охраны окружающей среды, так как в настоящее время во всем мире остро стоит вопрос о сохранении окружающей природной среды как среды выживания человечества [15, с.27].

Следует отметить, что необходимость определения понятия "экологическое преступление" продиктовано, прежде всего, тем, что только правильное понимание и анализ экологических преступлений позволят достичь существенных результатов в борьбе с экологической преступностью. Характеристика противоправного деяния неизбежно связана с эффективностью уголовной ответственности и результативностью применяемых уголовно-правовых санкций. Кроме того, понятие того или иного преступления определяет четкие границы и содержание групп преступлений, которые следует относить к данному виду, что, в свою очередь, может предопределить отношение к ним как к второстепенным, или, наоборот, как к заслуживающим наибольшего внимания со стороны правоохранительных и других специальных органов [27, с.231-233].

Перейти на сторінку номер: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17 
Версія для друкуВерсія для друку   Завантажити рефератЗавантажити реферат