На сайті 11893 реферати!

Усе доступно безкоштовно, тому ми не платимо винагороди за додавання.
Авторські права на реферати належать їх авторам.

Роль государства в стимулировании экономического роста

Реферати > Різне > Роль государства в стимулировании экономического роста

3. Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.

При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей, - капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.

1.2 Промышленная политика.

Важнейшим фактором экономического роста является проведение эффективной промышленной политики, в соответствии с которой правительство направляет ре­сурсы в приоритетные отрасли экономи­ки. Промышленная политика отражает стремление государства изменить распре­деление ресурсов с целью ускорения эко­номического роста.

С точки зрения экономической теории межотраслевое перераспределение эконо­мических ресурсов означает приоритет­ное развитие одних отраслей за счет сжа­тия других. Чрезвычайно важным при этом является научное обоснование кри­териев селективного отбора и выделения приоритетных отраслей. Традиционные аргументы в пользу поддержки отраслей с высокой добавленной стоимостью, обладающих высоким потенциалом роста, обеспечивающих взаимодействие техно­логических цепочек межотраслевого об­мена, по нашему мнению, являются необ­ходимыми, но недостаточными. Возмож­но, сравнительное преимущество одних регионов состоит в переходе от индустри­альных к информационным технологиям, а других - в активном развитии рынка ус­луг. Однако это не предполагает актив­ную поддержку процессов перераспреде­ления экономических ресурсов в пользу приоритетных отраслей со стороны реги­онального и федерального правительст­ва. Ключевую роль в этом процессе пере­распределения ресурсов должны играть рыночные механизмы экономического регулирования. Для обоснования необхо­димости вмешательства государства с це­лью активной поддержки приоритетных отраслей требуется выявить дефекты ры­ночного регулирования. Остальные кри­терии выглядят как малоубедительными, так и малонадежными.

Высказываются предположения о том, что одним из направлений увеличения на­ционального дохода страны является по­вышение доли отраслей с высокой добавленной стоимостью в структуре экономи­ки. Более глубокий анализ позволяет вы­яснить, почему в одних отраслях эконо­мики добавленная стоимость выше, чем в других. Если бы это были отрасли с более высокой оплатой труда или более высо­кой нормой прибыли, то механизмы ры­ночного регулирования способствовали бы перемещению капитала и рабочей си­лы в отрасли с высокой добавленной сто­имостью. При этом дополнительного стимулирования межотраслевого перелива ресурсов вряд ли бы потребовалось. Эмпирический анализ показывает, что, как правило, это отрасли с более высокой капиталоемкостью, так как высокая добав­ленная стоимость предполагает использо­вание большого объема ресурсов на одно­го работающего, как, например, нефтехи­мическая промышленность. В группе та­ких отраслей высокая добавленная стои­мость на одного работающего компенси­руется высокими капитальными затрата­ми. При этом ни размеры заработной пла­ты, ни норма прибыли на фоне других от­раслей существенно не выделяются. В ря­де отраслей высокая добавленная стои­мость обусловлена высокой квалифика­цией персонала. Это важный фактор, спо­собствующий повышению производи­тельности труда и экономическому росту.

Накопление капитала содействует пози­тивным структурным сдвигам, когда в структуре экономики начинают преобла­дать капиталоемкие отрасли в ущерб тру­доемким. Правительство в этом случае должно стимулировать сбережения и ин­вестиции, что будет способствовать на­коплению капитала и сдвигу в пользу капиталоемких товаров. Субсидирование капиталоемких отраслей и дополнитель­ное стимулирование их развития в ущерб другим приведет к сокращению числен­ности работающих в этих отраслях. В них будет нанято существенно меньше персонала, чем в трудоемких отраслях. Пере­лив капитала в капиталоемкие отрасли и расширение их развития приведут к со­кращению занятости.

Поддержка отраслей, производящих продукцию промежуточного потребле­ния, вызывает эффект мультипликатора, стимулируя развитие производств, ее потребляющих. Например высказывается предположение, что инвестиционные суб­сидии топливно-сырьевым отраслям, производителям черных и цветных металлов, позволят сократить издержки промежу­точного потребления и со падут импуль­сы развития отраслей, потребляющих их продукцию, например автомобилестроение. Однако такое перераспределение ре­сурсов могут обеспечить механизмы рын­ка, для вмешательства государства необ­ходимы свидетельства дефекта рыночно­го регулирования. Если же дефекты ры­ночных механизмов не обнаружены, то нет и оснований считать, что ресурсы, ко­торыми распоряжаются производители промежуточной продукции, недостаточ­ны. То есть без выявления «дефектов» рынка остается непонятным, по каким причинам правительство должно осуще­ствлять инвестиции в топливный ком­плекс или, например, в производство чер­ных и цветных металлов по сравнению с другими отраслями в большем объеме, чем это обеспечивают механизмы рыноч­ного регулирования.

Следующим традиционным аргумен­том промышленной политики являются отрасли, обладающие высоким потенци­алом экономического роста в будущем. Общеизвестно, что технологический про­гресс, изменяя производственный и по­требительский спрос, усиливает неравно­мерность развития отраслей экономики. Должно ли государство обеспечивать до­полнительную поддержку отраслей-лиде­ров, стимулируя активное перемещение труда и капитала в те производства, ко­торые имеют перспективы роста в буду­щем? Положительный ответ на этот во­прос означал бы недооценку потенциала роста этих отраслей со стороны рынка. Частные фирмы, определяя инвестицион­ную стратегию, работники, выстраивая свою карьеру, сами определяют перспек­тивные отрасли и производства, исполь­зуя более надежные критерии оценки, а именно - собственные экономические ин­тересы. В результате определяются наи­более перспективные отрасли, в которые с помощью механизмов рыночного регу­лирования перемещаются труд и капи­тал. Вопрос о том, требуются ли при этом дополнительные усилия правительства, остается дискуссионным.

Необходимость активной государствен­ной поддержки отдельных отраслей с целью стимулирования экономического роста страны нуждается в теоретическом обосновании и одним из фундаменталь­ных аргументов является сбой в механиз­мах рыночного регулирования или «де­фекты рынка». Исследования, проведен­ные зарубежными учеными, позволили выделить два основных дефекта внутрен­него рыночного регулирования в эконо­мически развитых странах, на основании которых объясняется необходимость про­ведения активной промышленной поли­тики. Во-первых, рыночная структура с несовершенной конкуренцией, которая сложилась в отраслях - монополистах и олигополистах, отличающихся высоким уровнем концентрации производства. Во-вторых, фирмы высокотехнологичных от­раслей теряют часть прибыли от создания инноваций, которые активно использу­ются другими фирмами и отраслями бес­платно (эффект экстерналий). Там, где эти внешние выгоды достаточно велики, су­ществуют основания для субсидирования данной отрасли. В состав высокотехноло­гичных отраслей, требующих государст­венной поддержки, входят аэрокосмичес­кая промышленность, производство элек­троники, компьютеров и программного обеспечения. Инвестиции в знания, в ин­формационный сектор рынка услуг для этих отраслей имеют ключевое значение. Осуществляя пионерные разработки в об­ласти высоких технологий, такие фирмы несут неоправданные убытки. Проведе­ние пассивной промышленной политики и отсутствие поддержки отраслей, разра­батывающих и использующих высокие технологии, снижают стимулы проведе­ния пионерных работ и инновационной деятельности в достаточных масштабах. С этих позиций правительственная под­держка высокотехнологичных отраслей экономически оправдана. Однако важно правильно определить приоритеты и объ­емы финансирования.

Перейти на сторінку номер: 1  2  3  4  5  6  7  8 Версія для друкуВерсія для друку