Реферати Refine » Статьи » Articles » Роль искусства и духовной культуры в жизни человека

Роль искусства и духовной культуры в жизни человека

by: Ramon
Просмотров: 0
Кол-во слов: 80
Дата: 03.01.22 Time: 11:19
Коммментариев: 0.

Современное человечество — это тысячи народов, сотни государств, более семи миллиардов землян, среди которых нет двух совершенно одинаковых людей. В ХХI веке из всего разнообразия культур складывается единая цивилизация с общими проблемами и базовыми ценностями. Однако эта единая цивилизация существует в многонациональном и поликультурном мире, в котором гармонично сосуществуют и взаимодействуют культуры разных стран, переплетаются, объединяются и дополняют друг друга искусства разных народов. Люди учатся жить вместе, толерантно относиться к традициям и верованиям других. Возникает общая система ценностей, характерная не только для отдельной нации, но и для человечества в целом.

Если рассматривать определенную культурно-историческую эпоху как целостную многоуровневую систему представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности, то создается понятие определенного образа мира, которым его видит каждый человек. Он зависит от социальной структуры общества, национальных, языковых, культурных и других отличий.

Культура как многозначное и многомерное понятие представляет собой сложную систему, которую для удобства анализа принято распределять по нескольким классификациям. Основной из них является разделение культуры на материальную культуру, духовную культуру, культуру человека, включающую социальную (т.е. политическую, экономическую, правовую, нравственную) культуру человека и физическую культуру.

Духовная культура – ​​это продукты духовной деятельности человека, которые существуют преимущественно в идеальном виде: понятие, представление, верование, чувство и переживание. Они доступны для осознания и понимания всех людей.

Основными формами духовной культуры, наиболее относящимися к ней, являются мифология, религия, искусство, философия.

Искусство – одна из форм общественного сознания; вид художественной деятельности, отражающий действительность в конкретно-чувственных образах (в сферах архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, музыки, театра и т.д.).

Искусство универсально и очень разнообразно. Оно постоянно развивается и реализуется в разных видах и жанрах, стилях и направлениях.

Искусство обогащает человека знаниями о мире, дает возможность сопереживать и испытывать эстетическое удовольствие.

Это основа любого вида искусства, а способ создания художественного образа — главный критерий принадлежности к разным видам искусства.

Художественный образ — особая форма эстетического освоения мира, когда сохраняется его предметно-чувственный характер, его целостность, жизненность, конкретность. Он наделен своей логикой и развивается по своим внутренним законам. Образы возникают в сознании людей под влиянием реальной действительности, воспринимаемой с помощью органов чувств. Они представляют собой копии, отпечатки действительности и хранятся в памяти, могут быть посредством воображения. На основе образов памяти художник создает новую реальность — художественный образ, в свою очередь вызывающий в сознании людей (слушателей, зрителей) ряд воображаемых образов.

Каждая отдельная культурно-историческая эпоха оставляет следующим поколениям собственное сокровище в области художественной культуры. Таким образом, постепенно накапливается общий опыт человечества в области искусства. Совокупность этих культурных ценностей и сформировывает художественную картину мира.

Элементами духовной культуры также есть: обычаи, традиции, нормы, ценности, знания, информация, значение.

Каждая нация, каждый народ, даже каждая социальная группа имеет свои обычаи, выработавшиеся на протяжении многих столетий. Но обычаи – это не обособленное явление в жизни народа, это – воплощенные в движения и действие мироощущения, мировосприятия и отношения между отдельными людьми, непосредственно влияющими на духовную культуру определенного народа, что в свою очередь влияет на процесс образования народного творчества. Вот почему народное творчество неразрывно связано с обычаями народа. Обычаи народа – это те черты, по которым можно распознать народ не только в настоящем, но и в его историческом прошлом.

Норма – это общепризнанное правило поведения или действия. Нормы выделяются из обычаев и приобретают самостоятельное существование. Поступки человека во многом определяются принятыми в обществе нормами.

Традиция – в переводе с латыни означает «передача». Ее сущность как социального явления выражена в том, что она является основным механизмом социального и культурного наследования. Посредством традиций сохраняется не только материальный и духовный опыт предыдущих поколений, но и воспроизводится самое ценное в культурном наследии, что имеет общее значение для представителей того или иного общества.

Более сложным и развитым продуктом духовной культуры есть ценности. Ценность включает в себя такие элементы, как интерес и потребность личности, долг и идеал, побуждение и мотив. Типы ценностей бывают разными: нравственные, религиозные, художественно-эстетические, политические, приветственные (связанные со здоровым образом жизни). Можно также говорить о семейных ценностях, трудовых, идеологических. Нередко ценности в тех или иных культурах олицетворяются в образе святых, героев, вождей, классиков и других.

Ценности духовной культуры (искусство) не знают нравственного старения в отличие от орудий труда, станков и т.д. Не считая того, духовные ценности могут существовать не только лишь в предметной форме (книги, картины и остальные), да и как акты деятельности. Например, игра скрипача, актера на сцене и т.д. Потребность у человека в духовных ценностях безгранична, в отличие от уровня материального благосостояния, не имеющего предела.

Региональный подход к анализу мировой культуры дает нам возможность показать, что каждая культура — это уникальная и неповторимая целостность. Показать, что при всем многообразии культур регионов мира они выступают как некие единственные многоуровневые системы, сравнимые между собой. Региональные культуры как сложные, противоречивые и многоуровневые явления отражают сложную структуру общества и человека, результатом деятельности которых они являются. Так, например, предлагаем вам ознакомиться с обзором на искусство африканского культурного региона, ведь именно с Африки началась вся история человечества.

Без изучения мирового искусства как составной части каждой культуры, выяснения закономерностей его развития, знакомства с величайшими его достопримечательностями и с творчеством наиболее выдающихся мастеров, без знания художественного прошлого разных стран мира невозможно формирование идейно-эстетических убеждений и расширение кругозора.

Об авторе:

Ramon


Рейтинг: Еще нет оценки